Страхование водного транспорта
Объектом страхования являются имущественные интересы лица, связанные с владением, пользованием, распоряжением водным судном, вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) средства водного транспорта, включая моторы, такелаж, внутреннюю отделку, оборудование и др
страховые риски:
1. С ответственностью за гибель и повреждение.
По договору страхования, заключённому на этом условии, возмещаются:
- а) убыткивследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной) или расходы по устранению повреждений его корпуса, механизмов, машин, оборудования, происшедших по любым причинам, кроме тех, которые перечислены в п.3.2 настоящих Правил;
- б) убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна;
- в) необходимые и целесообразно произведённые расходы по спасанию судна;
- г) необходимые и целесообразно произведённые расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка, если убыток возмещается по договору страхования.
2. С ответственностью за повреждение.
По договору страхования,заключённому на этом условии, возмещаются:
- а) расходы по устранению повреждений судна, его механизмов, машин и оборудования, происшедших по любым причинам,кроме тех, которые перечислены в п.3.2 настоящих Правил;
- б) необходимые и целесообразно произведённые расходы по спасанию судна, по предотвращению, уменьшению убытка иустановлению его размера.
3. С ответственностью только за полную гибель судна,включая расходыпо спасанию.
По договору страхования, заключённому на этом условии, возмещаются:
- а) убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной), происшедшие по любым причинам, кроме тех, которые перечислены в п.3.2 настоящих Правил;
- б) необходимые и целесообразно произвёденные расходы по спасанию судна, по предотвращению, уменьшению убытка и по установлению его размера.
4. С ответственностью только за полную гибель судна.
По договору страхования, заключённому на этом условии, возмещаются убытки вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной),происшедшие по любым причинам, кроме тех, которые перечислены в п.3.2 настоящих Правил.
РАЗМЕР ТАРИФНЫХ СТАВОК по страхованию средств водного транспорта (в % к страховой сумме)
Полная гибель судна |
6.0 - 8.0 |
Пропажа судна без вести |
5.0 - 7.5 |
Общая авария по доле судна |
3.5 - 6.0 |
Расходы по спасанию судна |
4.0 - 7.0 |
Расходы по предотвращению, уменьшению и устранению размера убытка, если убыток возмещается по условиям страхования |
3.5 - 5.5 |
Расходы по устранению повреждений судна, его механизмов, машин и оборудования |
3.0 - 7.0 |
В зависимости от степени конкретного риска в конкретных обстоятельствах размеры тарифных ставок могут быть увеличены или уменьшены в соответствии с повышающими (от 1.0 до 3.0) и понижающими (от 0.3 до 1.0) коэффициентами, устанавливаемыми Страховщиком.
Для того, чтобы застраховаться нужно:
- письменное заявление Страхователя, в котором Страхователь должен сообщить точные сведения о судне (тип судна, название, год постройки, флаг, класс регистра, валовая вместимость судна) и указать:
- а) страховую сумму;
- б) условия страхования;
- в) при страховании на рейс - пункты начала и окончаниярейса,его продолжительность и пункты захода, а при страховании на срок - район плавания и срок страхования.
Кроме того, Страхователь должен сообщить и все другие известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска. При принятии судна на страхование Страховщик имеет право требовать его осмотра в доке с участием своего представителя.
При наступлении страхового случая
Страхователь или его представитель обязан принять все возможные меры по предотвращению и уменьшению размеров убытков, а также по обеспечению права требования к виновной стороне, то есть действовать так, как если бы судно не было застраховано.
Страхователь должен в 3-дневный срок уведомить Страховщика о страховом случае с тем, чтобы Страховщик имел возможность назначить представителя для выяснения обстоятельств страхового случая и участия в спасании и сохранении застрахованного судна.
Страховое возмещение выплачивается Страховщиком на основании заявления Страхователя и страхового акта (аварийного сертификата). Страховой акт (аварийный сертификат) составляется Страховщиком или уполномоченным им лицом.
При необходимости страховщик запрашивает сведения, связанные со страховым случаем, у правоохранительных органов и других предприятий, учреждений и организаций, располагающих информацией об обстоятельствах страхового случая, а также вправе самостоятельно выяснять причины и обстоятельства страхового случая.
Выбор дока и верфи для осмотра и ремонта должен быть согласован со Страховщиком. В случае, если время и место ремонта не согласованы со Страховщиком, сумма возмещения определяется последним исходя из разумных и целесообразных затрат.
Возмещаемая стоимость ремонта рассматривается как сумма расходов, необходимых для приведения судна в то состояние, в котором оно находилось в момент заключения страхования, причем стоимость устранения повреждений отдельных частей суднавозмещается без скидки на износ.
Если в результате страхового случая судно вынуждено прервать рейс и немедленно следовать на ремонт, возмещению подлежатразумныеи целесообразные расходы по перегону судна к месту ремонта и обратному перегону.
Во всех остальных случаях расходы по перегону судна изпоследнего местазахода до места ремонта по устранению повреждений, полученных в результате страхового случая, возмещаются в сумме, превышающей эксплуатационные расходы во время такого перегона.
В возмещаемую стоимость ремонта включаются только те расходы по очистке и окраске корпуса судна, которые приходятся на поврежденные части при условии, что ремонт по устранению повреждений судна произведён в течение 12 месяцев с момента последней окраски корпуса судна.
Расходы по вводу судна в док и выходу из него или подъему и спуску с помощью эллинга, а также расходы завремя пользования судна доком или эллингом включаются в возмещаемую стоимость ремонта полностью при условии, что в ходе ремонта выполнялись работы, направленные исключительно на устранение последствий страхового случая.
Если ремонт повреждений, покрываемых договором страхования, осуществляется одновременно с работами, не относящимися к устранению последствий страхового случая, в возмещаемую стоимость ремонта включается 50% расходов по вводу судна в сухой док и выводу из него или его подъёму и спуску с помощью эллинга. При этом расчет возмещаемых расходов за пользование доком или эллингом производится исходя из времени, которое потребовалось бы для ремонта по устранению последствий страхового случая, если бы такой ремонт производился отдельно.
При продаже судна Страхователь имеет право навозмещение убытков, происшедших в результате страхового случая, если ремонт по устранению повреждений судна не производился. Размер возмещения определяется исходя из разумной стоимости ремонта,который мог быть произведен в связи со страховым случаем, но не более суммы, на которую снижается стоимость судна из-за наличия повреждений, возмещаемых по условиям страхования.
При продаже судна на слом положения настоящего пункта не изменяются.
Возмещение в размере полной страховой суммы,но не более страховой стоимости, выплачивается в следующих случаях:
- а) при полной фактической гибели судна (судно полностью уничтожено или безвозвратно утеряно для Страхователя);
- б) при пропаже судна без вести (о судне не поступало никаких сведений в течение 3 месяцев, причем последнее известие о судне было получено до истечения срока договора страхования);
- в) при полной конструктивной гибели судна (вос-становление или ремонт судна экономически нецелесообразны).
Полная конструктивная гибель судна признается в случае, если общая сумма ремонта по устранению последствий страхового случая составит не менее 100% страховой стоимости судна.
В сумму расходов по устранению последствий страхового случая включается стоимость восстановления судна до его состояния в момент заключения договора страхования, а также расходы по спасанию и буксировке к месту ремонта и взносы по общейаварииподоле судна.
При выплате страхового возмещения в случае полной гибели или пропаже судна без вести к Страховщику переходит право собственности на застрахованное судно в пределах уплаченной суммы.
В случае отказа Страховщика от права собственности на застрахованное судно страховое возмещение выплачивается без вычета стоимости реализованного имущества.
Если не было другого соглашения, все расходы, связанные со страховым случаем, первоначально производятся Страхователем, а затем возмещаются Страховщиком.
При требовании страхового возмещения Страхователь обязан документально доказать, что произошёл страховой случай, предусмотренный условиями страхования, и представить претензионные документы, необходимые Страховщику для определения суммы возмещения.